Как мы растили школьный сад

Помните уроки биологии? Пестики, тычинки, иллюстрации цветов «в разрезе», а порой и скучные объяснения учителя… А вот представьте, что дети своими руками выращивают растения, сами готовят им почву, пересаживают, размножают… Разве это не лучший способ познакомить их с природой, привить к ней любовь?

С мира по цветочку

Я проработала учителем начальных классов 37 лет, и сколько себя помню, в моем классе всегда стояли цветы. А 15 лет назад начальные классы нашей школы перевели в другое здание, в котором оказались огромные кабинеты. Тогда и встал вопрос об устройстве зимнего сада. Все для этого было: огромное желание, огромное пространство, довольно яркое освещение, даже с северной стороны окна достаточно большие. Я посоветовалась с родителями, с детьми. Они меня поддержали, и .работа началась.

Сначала перенесли цветы из прежней школы, но их оказалось всего 20. К этому времени появились и у нас магазины комнатных растений, но в них мы цветы не покупали — слишком дорого. Собирали сад своими силами. Поделились растениями родители детей, знакомые, родные, некоторые даже специально привозили нам цветы из командировок. Те, которых было по нескольку экземпляров, обменивали на другие виды. Родители сделали кадки для цветов: для каучуконосного фикуса, китайской розы, гибискуса. Как-то в санатории я попросила отросточек бегонии Бауэра (они даже не знали название этого цветка), затем сестра подарила бегонию Мэссона, позже появилась бегония Клеопатра, пятнистая, коралловая… Из Москвы я привезла стрептокарпус, сансевиерию трехполосную.

Помню, когда зацвел стрептокарпус — это было просто чудо! Он очаровал своими великолепными, крупными воронковидны-ми цветами синего цвета. Их распустилось аж 52! Когда одна учительница зашла в класс, она не поверила, что цветы настоящие: «Чего это вы в живые цветы натыкали искусственных?»

Постепенно у нас появились ирезина, гинура, сингониум, сциндапсус, с юга привезли веерную пальму, кливию, эухарис, гипеаструмы, циссус, плющ хойя, гибридную канну, нефролепис, камнеломку плетеносную, пеларгонию крупноцветковую, кордилину, пассифлору, пуансетию, калатею полосатую, маранту, циперус, из семечка финика вырастили финик канарский, и многие другие. Стало у нас 100 горшков!

Через труд, любовь к природе

Конечно, цветы можно было купить, но мы с детьми сажали их сами: отростками, черенками, отводками, семенами. Нам было интересно наблюдать, как то или иное растение развивается, что любит, что нет. Всю эту работу делали до уроков, на уроках трудового обучения, после уроков в группе продленного дня. Чтобы дети лучше запомнили названия цветов, родители сделали таблички с названиями и приклеили на горшки.

Работы было много. Пришлось даже завести журнал, в который вписали растения по группам — светолюбивые, растущие в тени, влаголюбивые, неприхотливые, ранноцветущие, по периодам покоя и т.д. Все наблюдения записывали, т.е. вели систематический контроль. Дети с удовольствием ухаживали за цветами: мыли листочки, опрыскивали, рыхлили почву.
А потом мы решили устроить лесную полянку. Родители принесли зеленый войлочный палас 1,5×1,5 м, постелили его в угол, по краю обрезали полукругом, обложили березовыми чурбачками разной высоты. На некоторые чурбачки поставили цветы. Сделали лесное озеро: положили синий картон, сверху стекло, по краям обложили крупной галькой. По озеру плавали уточки (мягкие игрушки, сделанные на уроках труда). Среди камней поставили лань, положили шишки ели, сосны, кедра, желуди, связали красивые мухоморы. Получилось
очень красиво!

И еще мне хотелось бы остановиться на том, как мы готовили почву для цветов. В магазинах-то ее не было. Землю носили дети по 3 кг (чернозем, листовую, торф, перегной, песок). Мы сдвигали несколько парт, покрывали клеенкой, высыпали землю, вставали вокруг этого большого стола и перебирали почву: убирали мусор, семена травы, червячков. Надо было видеть, с каким удовольствием дети это делали! Старательно и дружно работали их маленькие пальчики. Потом почву просеивали через сетку, смешивали с перегноем, торфом, прокаленным песком, добавляли немного минеральных удобрений: азотных, калийных, фосфорных. Затем ссыпали смесь в мешки и оставляли в кладовке до весны. Весной промывали горячей водой с марганцем. Через неделю почва была готова. После этого в середине марта пересаживали, переваливали цветы, которые в этом нуждались, сажали новые.

Цветы нам также пригодились и на уроках окружающего мира. В классе было немало разных видов цветов, а к этому времени дети уже знали о них очень много. Уроки проходили особенно интересно.

Вот так я своих детей приучаю не только трудиться, но и любить землю и природу.

Л.А. КОЧЕТКОВА

Источник:
Журнал «Люблю цветы!» № 10 октябрь 2009

Оставьте комментарий